«Беги, предатель, от людей
И знай: нигде душе твоей
Ты не найдешь успокоенья:
Где б ни был ты, везде с тобой
Пойдет твой призрак роковой
Залогом мук и осужденья»- /С.Я. Надсон. Иуда. 1879 г/
«Друг, подпавший под темное влияние, опаснее врага. Оберегитесь от неверных друзей и опасайтесь их больше, чем врагов. Врага знаете и потому можете защититься, но как защититесь от предательства друга, которому открыли себя»- /Граней Агни Йоги/
Современное значение слова «предать» (т.е. нарушить верность), произошло от обывательского понимания библейского сюжета – желания Иуды «предать» Иисуса Христа за тридцать сребреников. Таким образом, сюжет библейский легенды, коренным образом изменил значение слова «предать», сделав его синонимом продажности.
«Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь»- /Этьен Рей - писатель/. «Но в чём предательства секрет (от коего защиты нет), Так и не смог найти ответ…» - /В. Шебзухов/.
«Когда большинство людей предатели, наглы, напыщенны. Христос предсказал: «что предаст брат брата на смерть, и отец детей /Мт.10.21/, это наихудшее из всех предателей. Неужели Христос должен быть предан целованием? Неужели знак дружбы может стать средством предательства? Подвергался ли когда – либо знак выражения любви такому осквернению и оскорблению? Отметим: ничто не может быть более оскорбительным и горьким для нашего Господа Иисуса, как быть преданным, причём преданным целованием того, кто исповедал своё родство с Ним и свою любовь к Нему. Примеров предательства Христа целованием очень много дают те, кто под видом благочестия борются против силы благочестия. Было бы хорошо, если их собственная совесть задала им тот же вопрос, который Христос задаёт Иуде: «целованием ли предаёшь Сына Человеческого»-/Лук.22.48/ - /Мэтью Генри/. Рассматривая предательство целованием, обратим внимание в церквях, кто оказывается предатель? Тот, кто в руководстве церкви, общины, группы тот в первую очередь оказывается изменником – предателем. Кто в «низах» в нём меньше всего предательства: он пришёл, послушал и ушёл.
Действительно ли Иуда - губитель, вольный «сын погибели», или он лишь покорный инструмент в юдоли необходимости, послушный ключ - в руке действующего в мире Промысла? Кто он такой, заставляющий нас, христиан не без смущения и трепета заглядывать в темные бездны души человеческой, в недра падшей природы, поражаясь, порой страшной превратности и двусмысленности ее воли: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю -/Рим 7.15.19/.
Что было не так с этим человеком? Как мог он прожить три года, находясь в ближайшем окружении Христа, а затем – предать лучшего из людей? Иуда – важный элемент нашего духовного совершенствования. Его надежды, мечты и ошибки оставлены нам для назидания. Тьма, окружившая его, служит для нашего просвещения. Его скорбь и сожаление описаны для того, чтобы мы приблизились к Божьей любви. Из показания жизни Иуды может помочь нам понять не только склонности нашей человеческой природы, но опасность тьмы, скрывающей свет. Иуду: он был избранным из числа двенадцати, ему была доверена денежная касса, «чтобы не показалось кому-либо, что Господь был предан (учеником) и бедным, и не пользовавшимся доверием. И вот, чтобы не было через него нареканий на Господа, Он ему поручил это (дело); таким образом, Иуда не мог пожаловаться на какую-либо несправедливость по отношению к себе, и потому, как изменивший (особо оказанной ему) милости (Божией), подлежит большему наказанию» - /Творение Амвросия/.
Святитель Амвросий полагает, что Иуда через свою жадность и сребролюбие «запутался в сетях предательства». Предательство – это отказ от своей Божественной Сути. В основе предательства находятся энергии разрушения, поэтому предательство – это одно из коронных (смертельных) состояний эгоизма. Вообще-то сам эгоизм как раз и строится на предательстве: т.е. отказе от Божественного в себе, отказе от резонанса с жизнью. Ненадёжность таких людей не позволяет доверять им в серьёзных делах, т. к. они обязательно подведут. Они подрывают работу всего коллектива. Доверять им – это всё равно, что отдать управление самолётом наркоману. Предатель всегда между человечностью и мнимой выгодой выбирает «выгоду»… А затем вместо ощущения себя Божественным существом, призванным нести в реальность любовь, радость и созидание, разращивает в себе комплекс неполноценности и разрушительные состояния. Для предателя его собственный эгоизм и проблемы становятся важнее, чем весь остальной огромный мир и сама жизнь. Предательство – это измена в ответ на доверие.
Предательство, происходящее в начале внутри человека, в дальнейшем проявляется как «уход с поля боя». Предательство полностью разрушает достоинство человека. Оно, как чёрное клеймо, глубоко врезается в судьбу, не давая покоя. Иоанн Златоуст подчеркивает, что Господь особо отличил и приблизил к Себе первых двенадцать апостолов: «...они составляли хор около Царя. Он дал им, и в том числе Иуде, «власть над демонами», «дал силу исцелять болезни, очищать прокаженных... воскрешать мертвых... поставил господином над властью смерти. Но сребролюбие, этот «корень зла», изгладило из сердца Иуды сообщество со Христом, приязнь, общение в трапезе, чудеса, учение, увещание, наставление». Кроме того, Господь «каждый день напоминал ему и делами и словами. Внушая, что предатель не скроется от Него, неявно обличал его перед всеми, чтобы он не сделался более бесстыдным, и не молчал, чтобы он, думая, что скрыт, не приступил к предательству без страха, но часто говорил: «один от вас предаст Меня» - /Ин 13.21/.
Причина гибели Иуды, полагает И.Златоуст, в извращении его свободной воли. «Т. к. Бог создал нас господами в выборе и худых и добрых дел и желал, чтобы мы были добрыми по своей воле, Он не принуждает и не заставляет, если мы не хотим, потому что быть добрым по принуждению не значит быть добрым. Поэтому, т.к. и Иуда был, господином своих помыслов и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасения». Таким образом, Иуде были предоставлены для спасения те же условия, силы и средства, что и остальным ученикам, остальное оставалось делом их свободной воли.
В «Толковой Библии» Лопухина отмечено, что Иуда не только носил пожертвованные деньги, но и «уносил», т. е. присваивал. Это выражено здесь глаголом евастасен, означающим не только «носить, нести» (в данном случае - денежный ящик), но и «уносить, похищать». Это, помимо прямого евангельского свидетельства, указывающего на то, что Иуда был вор - /Ин 12.6/, принимается как доказательство того, что Иуда воровал именно из этого ящика. Тот же глагол - вастазо - употребляется именно в значении «вынести, унести». И коль скоро Иуда был вор и воровал из этого ящика для подаяний деньги, которые предназначались и на нужды малой Христовой общины, и для раздачи нищим. Его возмущение безмерной тратой мира было продиктовано своекорыстием, равно как и досада на то, что деньги от продажи мира можно было бы раздать нищим, была не чем иным, как ложью и лицемерием» - /Михаил архимандрит/.
Впрочем, последнее есть удел каждого, кто претендует на то, чтобы выглядеть «добрее и милосерднее» Христа, как это пытались сделать Иуда и другие апостолы, возмущенные Его расточительностью и прикрывающиеся как бы вполне праведной заботой о нищих. Разоблачительно звучит и вопрос самого Иуды первосвященникам: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?»- /Мтф. 26.15/. Апостол Павел полагал, что корень всех зол есть сребролюбие /1Тим 6.10/. Св. Иоанн Лествичник называл демона этой страсти «тмоглавным». Символично, что Иуда продает Христа именно за тридцать сребренников - цену раба «Если вол забодает раба и или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра» - /Исх. 21,32/.
Церковные экзегеты (например, святитель Феофилакт) считают, что эта сумма, предложенная иудеями за Христа, выражала все их презрение к Нему. Очевидно, такое же презрение владело и самим Иудой, который даже не назвал Господа по имени: «предам Его». Однако именно эта цена фигурирует в пророчествах: у пророка Захарии тридцать сребренников упоминаются в качестве ничтожной презренной суммы, в которою неблагодарный народ израильский оценивает попечения о нем Иеговы (И скажу им: если угодно, то дайте мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника - /Зах 11. 12-13/.
Традиционная же позиция такова, что Иуда предавал Христа на смерть и брал за это низкую цену в сознании служения мессианской идее, ибо полагал, что предает лжемессию во имя истинного Мессии. Когда же Иуда увидел, от кого и за кого взял он эти жалкие гроши с кощунственной символикой рабской цены, то он осознал громадность и непоправимость совершенной неправды и мерзости всего дела. Иуда понял, что те, кому он вручил жизнь Преданного Учителя, совсем и не верят в мессию, а только хитростью купили предателя для осуществления своих личных целей. Для политиканствующих неверов было так же мало дела до Иуды, как и до осужденного Христа, и вообще до мессии, до правды.
И тогда сознание всей этой лжи, непоправимой ошибки, стыд и раскаяние сделали то, что эти сребреники теперь жгли руки и сердце предателя. Это была уже не награда со священно-символическим значением за «Божье дело» от религиозных авторитетов, блюстителей иудейского закона и политических вождей нации, а цена сыщика и гадкого тайного агента шайки интриганов и нигилистов. Предавая Христа, Иуда надеялся, что творит «правду Божью», но, в конце концов, понял, что совершил нравственно-религиозное преступление: Иисус – не лжемессия, архиереи – не Божьи слуги.
Когда Иуда говорил первосвященникам: «я вам предам Его», – он действительно верил в грядущего мессию, в синедрион, храм. Теперь Иуда остался в безверии сам с собой, со своей совестью, с видением совершенной им подлости. Евангелист так описывает позднее прозрение: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел…»- /Мф. 27.3-5). Цинично-наглое заявление священников совсем доконало несчастного предателя. Ужас отчаяния был следствием этого.
Предатель всегда лишь дополнение к тому, в руки кого он предаёт. Иуда - приложение к Каиафе. К сожалению, даже многие христиане, понимая греховность предательства, пользуются услугами предателей. Считают зазорным быть Иудой, но считают нормальным быть Синедрионом. Это не означает, что ответственность предателя меньше. Это означает, что грех деспотизма больше даже, чем грех предательства, потому что деспот нанимает предателя, не наоборот.
За несколько часов Иуда потерял все, чем до этого жил и во имя чего действовал: мессию, религию, богослужение, архиереев, правду, людей, закон, человечность, веру, надежду, любовь. Потеряв веру, Иуда все же не утратил окончательно совести. Евангельский рассказ предполагает смерть предателя в один день со смертью Преданного: «он пошел и удавился». Таким образом, «он – не страшный злодей и не величайший преступник в истории человечества, как думалось Данте Алигьери, не герой из трагического романа, а просто маленький человечек, не справившийся со своими маленькими страстишками, – вот кто такой Иуда Искариот. Именно это делает его предательство особенно страшным. Его имя стало символом самого низкого и самого подлого, но ведь в его положении может оказаться каждый, находящийся в руководстве церкви» - /священник Г. Чистяков/.
Иуда приносит в жертву самого себя, заслуживая тем самым вечное проклятие человечества. Но почему Иуда предает Иисуса поцелуем? Да потому, что «это был прощальный поцелуй любви. Тот поцелуй, который дарят любимому, ныне покойнику, когда уже ничего нельзя изменить».
Иуда был просто-напросто слаб на голову. «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера»- /Франсуа де Ларошфуко/.
На все, что он был способен, – так это таскать на себе тяжелый ящик с грузом металлических денег. Не странно ли, что денежный ящик доверили «вору» Иуде, а не сборщику пошлины Матфею, который знает толк в деньгах? Как Спаситель мог не знать, назначая Иуду на должность бухгалтера, что Иуда – один из его ближайших учеников – отмечен будет в таком тяжком грехе, и это рано или поздно приведет к гибели самого Иисуса?
Поэтому казну и повесили на дурачка. «Помните Юрия Деточкина, героя фильма «Берегись автомобиля» Он воровал машины у богатых, продавал их, а все вырученные деньги перечислял в детский дом. Если Иуда вор, он похож на Юрия Деточкина. Разница лишь в том, что Деточкин понимал, что так делать нельзя, а Иуда – не понимал. Он просто доставал из ящика деньги и раздавал их нищим. В какой-то момент апостолы, возможно, обнаружили «недостачу», а Иуда не смог объяснить недостачу денег. Что Иуда мог сказать? Правду. Что он раздавал деньги нищим. За это его и заклеймили вором». Точно так же по-детски, наивно Иуда и предал Учителя. Словно послушный сын, он поспешил исполнить его слова, а затем совершенно искренне ждал благодарности и одобрения.
У Иоанна 13. 21-27 читаем: «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана».
Так, Е. И. Рерих в своем письме в 1938 г. указывает совершенно недвусмысленно на предательство как на кармическое следствие прошлых жизней Иисуса и Иуды: «Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под обликом Иуды. Иуда был давнишним предателем, и уже не раз он предал Христа. Но давно уже сказано, что, именно, джины строят храмы. Распятием Христа Иуда дал миру нового Бога».
И таким Иуда был всегда. Он давно уже увяз в своем злостном, упрямом и мстительном сознании, постепенно накапливая в уме и лелея в сердце эту пропитанную ненавистью и ядом злонамеренную жажду мести и предательства.
Предательство не поддается пониманию, так как предают самые близкие люди. Иначе, мы бы это не считали предательством. Многие согласятся – предательство – это боль, когда нет ни обиды, потому, что обижаться глупо, ни злости, потому, что это пустая трата сил. Предательство – одна щемящая боль! Предательство есть в жизни каждого человека – это естественная, хотя и не афишируемая в приличном обществе черта человеческой натуры.
Современные Иуды выступают под маской морали, справедливости и бескорыстия, они готовят почву, чтобы лишить каждого из нас свободы - свободы личной, религиозной и политической. И делается это очень тонко и незаметно «теми иудами, которых народ сам наделил властью, богатством и влиянием, причем с помощью тех законов, которые ими же были и созданы».
Например, предательство среди духовно развивающихся людей. Поверхностно воспринимая слова Учителя о серьёзности духовного пути и ожидая для себя лёгкого варианта, будущий предатель при появлении трудностей считает себя обманутым. У него начинает проявляться недовольство, постепенно перерастающее в возмущение. У предателя исчезает искренность, прекращаются человеческие отношения с единомышленниками и Учителем. Зато возрастают претензии и обвинения, через которые предатель стягивает внимание всего коллектива на себя. Он втягивает бывших друзей в процесс оправдания и объяснения своего недовольства.
Один из современных авторов, задающихся подобными вопросами, С. Михайлов писал: «История человечества столь богата многочисленными ошибками, когда предателей возводили в ранг героев, а из героев, наоборот, делали предателей, что никакой стереотип уже не может казаться абсолютным». «Дружба видоизменилась настолько, что допускает предательство, не нуждается во встречах, переписке, горячих разговорах и даже допускает наличие одного дружащего» - /Михаил Жванецкий/
Источники: Библия. Владимир Шебзухов, Москва Поэт-баснописец член СПР/. Творения св. Амвросия, епископа Медиоланского. Иоанн Златоуст - Дион Хрисостом. Редактор БРК Денис Фишер. Мартин де Гаан
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Уважаемый Валерий Буравец! Предательсьво Иудой Христа не ЛЕГЕНДА! И если даже Рерих писал о карме и прошлых жизнях, - полная профанация. А Вас прошу внимательно прочитать Иоан 3 главу. Должно Вам родиться Свыше! Пока ЭТОГО Бог в вас не сотворит, будете и дальше понимать Его слово превратно. Благословений Вам!
мысли в авоське-31 - irina kramarenko Существует древнее сказание о том, как однажды Христу и Его ученикам встретился на пути жалкий безногий нищий. Апостолы спросили Спасителя, почему этот калека родился без ног. Иисус же сказал в ответ, что если бы этот несчастный был с ногами, то огнём бы и мечом он прошёл бы (опустошил бы) всю землю! А без ног он не делает зла.